The art of raising a puppy.
авторы - The monks of New Skets.
Искусство выращивания и воспитания щенков.
(свободный перевод F. Wolb 1997г.)
здесь приводится фрагмент из послесловия
книги “the art of raising a puppy” авторского коллектива : The monks of New Skets (монахи из нового скита).
Развитие и разработка тестов для щенков.
...Клэтрэнс Пфаффенбергер осуществил реализацию идей о критических периодах щенков, разработанных Дж. Скоттом и Дж. Фулером, он получил весомую практическую отдачу, тестируя щенков. Когда Пфаффенбергер начал свою работу по собакам-проводникам для слепых в середине 40-х годов, только 10% из отобранных собак проходили полную подготовку по программе проводников. Когда он опубликовал свои открытия в 1963 году, то уже 90% собак из отобранных щенков подготавливались по службе собака-проводник слепого.
Пфаффенбергер придал особое значение генетике (отбирая для разведения только собак, способных к работе и у которых не было проблемы с гигиеной, содержанием) и способности оценить раннюю социализацию щенков при помощи тестов. Его тесты выражали в цифрах щенячью реакцию, по способности щенков разрешать представленные им испытания на такие вещи как: страсть к исследованию, переживание и эмоционнальность, сталкивание с незнакомцами, чувствительность тела.
Его работа вышла в разряд наилучших, потому что он практически показал, что темперамент можно оценить уже в очень раннем возрасте. По реакции щенка на тесты в возрасте от 8 до 12 недель можно было предсказать возможности взрослой собаки.
Несмотря на то, что цель данной программы была совершенствование подготовки собак-проводников, её принципы согласуются с другими разведенцами ради их собственных задач.
В наших исследованиях мы с наибольшим успехом использовали тест на пригодность щенков, разработанных Йохимом и Венди Волхард (Volhard). Этот тест способностей щенка собран из более ранних тестирований, разработанных прежде (Филдом, Пфаффенбергером и Кемпбеллом) и интегрированных в одну систему проверки на благонадёжность.
Масштаб измерений индивидуального темперамента: доминирование-подчинённость; независимость-зависимость от социального окружения.
I . Привязанность - Проверка степени социальной привязанности, смелости и подчинения.
Щенок на месте в проверяемой зоне. Недалеко от ног. Проверяющий уговаривает щенка похлопыванием в ладони и сидя на коленях. Проверяющий стремится уговорить щенка отойти от места где он находился в момент начала теста по направлению к проверяющему.
Оценка:
Подходит с готовностью, хвост вверх, прыгает,
кусает руки 1
Подходит с готовностью, хвост вверх, трогает,
лижет руки 2
Подходит с готовностью, хвост вверх 3
Подходит с готовностью, хвост вниз 4
Подходит нерешительно, хвост вниз 5
Совсем не подходит 6
II . Следование - Проверка степени привязанности. Отсутствия привязанности. Независимости.
Встать и пойти неспеша. Создать уверенное слежение взглядом за вашим движением.
Оценка:
Следует с готовностью, хвост вверх, находится
под ногами, кусает стопы 1
Следует охотно, хвост вверх,
находится под ногами 2
Следует охотно, хвост вверх 3
Следует охотно, хвост вниз 4
Преследует нерешительно, хвост вниз 5
Не идёт или идёт прочь 6
III . Сдержанность - Проверка степени тенденции к господствованию или покорности. Как переносит фамильярное физическое насилие над собой.
Присесть на колени и нежно перевернуть на спину щенка и придержать его одной рукой полные 30сек.
Оценка:
Борется свирепо, брыкается, кусается 1
Борется свирепо, брыкается 2
Борется поддаваясь, успокаивается,
зрительный контакт 3
Борется, затем успокаивается 4
Не борется 5
Не борется, сторонится зрительного контакта 6
IV . Социальное господство - Проверка степени доминирования, которое будет проявлятся при помощи прыжков выгибаний и щипаний и независимость в виде ухода прочь.
Позвольте щенку встать, нежно погладьте его от головы к спине, в то время как вы наклонитесь на колени возле него, зависнув, продолжая гладить до тех пор, пока существует подобная возможность.
Оценка: Скачет, взбрыкивает, трогает, кусает, рычит 1
Скачет, трогает 2
Обнимает проверяющего, умильно лижет лицо 3
Извивается, лижет руки 4
Лижет руки, разворачивается 5
Уходит прочь и остаётся там 6
V . Жёсткость, уровень господства - Проверка степени доминирования, в то время, как щенок не может контролировать обстановку.
Нагнитесь над щенком и подхватите щенка под животом. Пальцы переплетены, ладони вверх и поднять его сразу над землёй. Держать в таком положении 30сек.
Оценка:
Борется свирепо, кусает, рычит 1
Борется свирепо 2
Не борется, спокойно расслаблен 3
Борется, успокаивается, лижется 4
Не борется, лижет руки 5
Не борется, напряжён, съёжен 6
VI . Подноска - Проверка степени готовности к работе с человеком. Высокая корреляция между способностью к подноске и удачливой работой собак-проводников, полевых собак.
Низко наклонитесь возле женка и привлеките его бумажным мячом. когда щенок покажет интерес и будет следить, бросить объект на 2-3 метра перед ним.
Оценка:
Преследование объекта, подбирание и бег прочь 1
Преследование объекта, стоит над объектом,
не возвращается 2
Преследование объекта и возвращение
с ним к проверяющему 3
Преследование и возвращение без объекта
к проверяющему 4
Попытка преследования, быстрая утрата интереса 5
Не преследует объект 6
VII . Тактильная чувствительность - Проверка степени тактильной чувствительности. Взять перепонку на пальцах щенка на передней конечности и сжать её, нежно, но крепко, считая до 10, оставьте так скоро, как щенок начнёт дёргаться или покажет дискомфорт.
Оценка:
Счёт до ответной реакции
8-10 1
6-7 2
5-6 3
2-4 4
1-2 5
VIII . Звуковая чувствительность - Оценка звуковой чувствительности (проверка глухоты)
Щенок в центре площадки. Сам проверяющий или ассистент производит резкий звук. Щенок на небольшом расстоянии от ног. Удар производят большой металлической ложкой по металлической сковороде дважды сильно.
Оценка:
Прислушивается, обнаружив звук, идёт на него и лает 1
Прислушивается, обнаруживает, показывает любопытство и
идёт к источнику звука 2
Прислушивается, обнаруживает, лает 3
Прислушивается, обнаружив звук 4
Приседает, пятится, скрывается 5
Игнорирует звук, не показывает любопытства 6
IX . Зрительная чувствительность - Проверка оценки ответа на странный предмет.
Место щенка в центре комнаты. Шнурок обвязан вокруг широкого каната и рывком пересекает пол вблизи от щенка у его ног.
Оценка:
Смотрит, атакует и кусает 1
Смотрит, лает, хвост вверх 2
Смотрит с интересом, попытка обследования 3
Смотрит, лает, хвост поджат 4
Бежит прочь, прячется 5
X . Структура костяка
Щенка мягко ставят в стойку и оценивают в следующей последовательности:
1-постав конечностей спереди
2-постав конечностей сзади
3-угол лопатки
4-плече-лопаточный угол
5-угол крупа
6-угол между тазом и бедром
Оценка:
доброкачественность - good
благоприятность - fair
бедность - poor
Щенок, получающий большинство единиц может оцениваться как выраженный доминант с агрессией, его легко спровоцировать на покусы. Этот щенок не рекомендуется большинству частных владельцев и будет лучше, если он будет работать в качестве полевой или полицейской собаки.
Большинство двоек. Обладает самоуверенностью. Может быть спровоцирован на покусы, однако он допускает главенство человека над собой при твёрдости и последовательности в действиях дрессировщика. Для владельца, знающего что делать с собакой.
Большинство троек. Общителен и дружелюбен, хорошо приспособляется. Для семьи с детьми или пожилой четы ведущей малоподвижный образ жизни.
Большинство четвёрок. Такого легко контролировать, приспособляющийся щенок с подчинённым характером, который будет следовать за своим хозяином-лидером. Нуждается в ободрении. Это собака-компаньон, любящее и нежное.
Большинство пятёрок. Крайняя подчинённость с нехваткой смелости. Прилипчив к своему владельцу. Если дрессировщик неопытен - вырастет в робкую собаку.
Большинство шестёрок. Независимый и безразличный к людям. Вырастет в собаку, которая не нуждается в человеческой компании. Некоторые породы (бассенджи, гончие, некоторые северные породы) могут проявлять этот уровень независимости и самостоятельности.